Неисправности генератора — признаки, диагностика, причины, проверка

Неисправности электрооборудования автомобиля встречаются весьма часто и занимают одно из лидирующих мест в списке поломок. Их можно условно поделить на неисправности источников тока (аккумуляторов, генераторов) и неисправности потребителей (оптика, зажигание, климат и т.д.). Основными источниками электропитания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность каждого из них ведет к общей неисправности автомобиля и эксплуатации его в ненормальных режимах, а то и вовсе — к обездвиживанию автомобиля.

лампа зарядки аккумулятора

В электрооборудовании автомобиля аккумулятор и генератор работают в неразрывном тандеме. Если выйдет из строя одно — через некоторое время выйдет из строя и другое. Например, разрушившийся аккумулятор приводит к увеличению зарядного тока генератора. А это влечет за собой неисправность выпрямителя (диодного моста). В свою очередь, при неисправности регулятора напряжения, поступающего от генератора, может увеличиться зарядный ток, что неизбежно приведет к систематической перезарядке батареи, «выкипанию» электролита, скорому разрушению пластин и выходу АКБ из строя.

Распространенные неисправности генератора:

  • износ или повреждение шкива;
  • износ токосъемных щеток;
  • износ коллектора (токосъемных колец);
  • повреждение регулятора напряжения;
  • замыкание витков статорной обмотки;
  • износ или разрушение подшипника;
  • повреждение выпрямителя (диодного моста);
  • повреждение проводов зарядной цепи.

Распространенные неисправности аккумуляторной батареи:

  • короткое замыкание электродов/пластин батареи;
  • механическое или химическое повреждение пластин аккумулятора;
  • нарушение герметичности банок аккумуляторов — трещины корпуса аккумулятора в результате ударов или неправильной установки;
  • химическое окисление выводных клемм аккумулятора.Основными причинами указанных неисправностей являются:
  • грубые нарушения правил эксплуатации;
  • истечение срока службы изделия;
  • различные производственные дефекты.
Безусловно, конструкция генератора сложнее аккумуляторной батареи. Вполне резонно, что и неисправностей генератора в разы больше, и диагностика их значительно сложнее.

Автомобилисту очень полезно знать основные причины неисправностей генератора, способы их устранения, а также профилактические меры по предотвращению поломок.

Все генераторы подразделяются на генераторы переменного и постоянного тока. Современный легковой транспорт оснащается генераторами переменного тока с встроенным диодным мостом (выпрямителем). Последний необходим для преобразования тока в постоянный, на котором работают электропотребители автомобиля. Выпрямитель, как правило, находится в крышке или корпусе генератора и представляет с последним одно целое.

Все электроприборы автомобиля рассчитаны на строго определенный диапазон рабочих токов по напряжению. Как правило, рабочие напряжения — в диапазоне 13,8–14,8 В. Ввиду того, что генератор «привязан» ремнем к коленчатому валу двигателя, от разных оборотов и скорости движения автомобиля, он будет работать по-разному. Именно для сглаживания и регулирования выдаваемого тока предназначен реле-регулятор напряжения, играющего роль стабилизатора и предотвращающего как скачки, так и провалы рабочего напряжения. Современные генераторы снабжены встроенными интегральными регуляторами напряжения, в просторечье именуемые «шоколадкой» или «таблеткой».

Уже понятно, что любой генератор это достаточно сложный агрегат, чрезвычайно важный для любого автомобиля.

Виды неисправностей генератора

Ввиду того, что любой генератор — это электромеханическое устройство, соответственно и разновидностей неисправностей будет две — механические и электрические.

К первым относятся разрушение креплений, корпуса, нарушение работы подшипников, прижимных пружин, ременного привода и другие, не связанные с электрической частью поломки.

К электрическим неисправностям относятся обрывы обмоток, неисправности диодного моста, выгорание/износ щеток, межвитковые замыкания, пробои, биения ротора, неисправности реле-регулятора.

Нередко симптомы, указывающие на характерные неисправного генератора, могут появиться и вследствие совершенно других неполадок. Как пример — плохой контакт в гнезде предохранителя цепи обмотки возбуждения генератора покажет на неисправность генератора. Тоже подозрение может возникнуть из-за обгоревших контактов в корпусе замка зажигания. Так же, постоянное горение лампы-сигнализатора неисправности генератора может быть вызвано поломкой реле, мигание этой лампы включающего может свидетельствовать о неисправности генератора.

Основные признаки неисправности автогенератора:

  • При работающем двигателе мигает (или непрерывно горит) контрольная лампа разряда аккумулятора.
  • Быстрый разряд или перезаряд (выкипание) аккумуляторной батареи.
  • Тусклый свет автомобильных фар, дребезжащий или тихий звуковой сигнал при работающем двигателе.
  • Значительное изменение яркости фар при увеличении числа оборотов. Это может быть допустимо при увеличении оборотов (перегазовки) с режима холостого хода, но фары, загоревшись ярко, дальше яркость свою увеличивать не должны, оставаясь в одной интенсивности.
  • Посторонние звуки (вой, писк) исходящие от генератора.

Необходимо регулярно контролировать натяжение и общее состояние ремня привода. При трещинах и расслоениях необходима немедленная замена.

Ремкомплекты генератора

Чтобы устранить указанные неисправности генератора, понадобится провести ремонт. Начиная поиск ремкомплекта генератора в интернете, стоит приготовиться к разочарованию — предлагаемые комплекты, как правило, содержат шайбы, болты и гайки. А вернуть генератору работоспособность порой можно только заменой — щеток, диодного моста, регулятора… Поэтому храбрец, решившийся на ремонт, составляет индивидуальный ремкомплект из тех деталей, которые подходят к его генератору. Выглядит это примерно так, как показывают таблице ниже, на примере пары генераторов для ВАЗ 2110 и Форд Фокус 2.

Генератор ВАЗ 2110 — КЗАТЭ 9402.3701-03 на 80 А. Применяется на ВАЗ 2110-2112 и их модификациях после 05.2004 г., а также на ВАЗ-2170 Лада-Приора и модификациях
Генератор КЗАТЭ 9402.3701-03
Деталь Каталожный номер Цена (руб.)
Щетки 1127014022 105
Регулятор напряжения 844.3702 580
Диодный мост БВО4-105-01 500
Подшипники 6303 и 6203 345


Генератор Рено Логан — Bosch 0 986 041 850 на 98 А. Применяется на Renault: Megane, Scenic, Laguna, Sandero, Clio, Grand Scenic, Kangoo, а также Dacia: Logan.
Генератор Bosch 0 986 041 850
Деталь Каталожный номер Цена (руб.)
Щетки 140371 30
Щеткодержатель 235607 245
Регулятор напряжения IN6601 1020
Диодный мост INR431 1400
Подшипники 140084 и 140093 140/200 рублей

Диагностика неисправностей

На современных автомобилях использование «дедовского» способа диагностики путем скидывания с клеммы аккумулятора может привести и к серьезной поломке множества электронных систем автомобиля. Значительные перепады напряжения бортовой сети автомобиля способны вывести из строя почти всю бортовую электронику. Именно поэтому современные генераторы всегда проверяются только путем замера напряжения в сети или диагностики самого снятого узла на специальном стенде. Сначала производится замер напряжения на клеммах аккумулятора, пускается двигатель и снимаются показания уже при работающем моторе. До запуска напряжение должно быть около 12 В, после запуска — от 13,8 до 14,8 В. Отклонение в большую сторону свидетельствует, что идет «перезаряд», что подразумевает неисправность реле-регулятора, в меньшую — что ток не поступает. Отсутствие тока подзарядке свидетельствует о неисправности генератора или цепей.

Причины поломок

Распространенные причины неисправностей генератора – это банальный износ и коррозия. Почти все механические неисправности, будь-то износ щеток или развалившиеся подшипники — следствие долгой эксплуатации. Современные генераторы оснащаются закрытыми (необслуживаемыми) подшипниками, которые просто подлежат замене по истечении определенного срока или пробега автомобиля. То же относится и к электрической части — часто узлы подлежат замене целиком.

Также причинами могут быть:

  • низкое качество изготовления комплектующих;
  • нарушение правил эксплуатации или работа вне пределов нормальных режимов;
  • внешние факторы (соль, жидкости, высокая температура, дорожная «химия», грязь).

Самостоятельная проверка генератора

Самый простой способ — проверить предохранитель. Если он исправен, осматривается генератор и его расположение. Проверяется свободное вращение ротора, целость ремня, проводов, корпуса. Если ничего подозрений не вызвало, проверяются щетки и контактные кольца. В процессе работы щетки неизбежно изнашиваются, их может заклинить, перекосить, а канавки токосъёмных колец забиться графитовой пылью. Явный признак этого — избыточное искрение.

Нередки случаи полного износа или поломки, как подшипников, так и поломка статора.

Самая распространенная механическая проблема генератора – износ подшипников. Признак данной неисправности — вой или свист при работе агрегата. Конечно, подшипники нужно немедленно заменить или попытаться восстановить чисткой и смазкой. Ослабление натяжения приводного ремня также может быть причиной слабой работы генератора. Одним из признаков может быть высокий по тону свист из-под капота, когда автомобиль газует или разгоняется.

Для проверки обмотки возбуждения ротора на короткозамкнутые витки или обрывы, нужно подключить мультиметр, переключенный в режим измерения сопротивления, к обоим контактным кольцам генератора. Нормальное сопротивление — от 1,8 до 5 Ом. Показания ниже свидетельствует о наличии короткого замыкания в витках; выше – прямой обрыв обмотки.

Для проверки обмотки статора на «пробой на массу», их нужно отсоединить от выпрямительного блока. При показаниях сопротивления, выдаваемых мультиметром, имеющих бесконечно большое значение можно не сомневаться в отсутствии контакта статорных обмоток с корпусом («массой»).

Для проверки диодов в блоке выпрямителя используется мультиметр (после полного отсоединения от обмоток статора). Режим проверки — «проверка диодов». Плюсовой щуп подсоединяется к плюсу или минусу выпрямителя, а минусовой – к выводу фазы. После этого щупы меняют местами. Если при этом значения показаний мультиметра сильно отличаются от предыдущих — диод исправен, если не отличаются — неисправен. Еще одним признаком, свидетельствующим о скорой „кончине“ диодного моста генератора — окисление контактов, а причина этого – перегрев радиатора.

Ремонт и устранение неисправностей

Все механические неполадки устраняются путем замены неисправных узлов и деталей (щеток, ремня, подшипников и т.п.) на новые или исправные. На старых моделях генераторов зачастую требуется проточка контактных колец. Приводные ремни меняются вследствие износа, максимального растяжения или истечение срока эксплуатации. Поврежденные обмотки ротора или статора, их, в настоящее время, меняют на новые в сборе. Перемотка хоть и встречается среди услуг автомастеров, но все реже — это дорого и нецелесообразно.

А вот все электрические проблемы с генератором нужно решать вследствие проверки, как других элементов цепи (в частности АКБ), так и непосредственно его деталей и выходного напряжения. Одной из частых проблем, с которой приходится сталкиваться автовладельцам — это перезаряд, или же наоборот, низкое напряжение генератора. Устранить первую неисправность поможет проверка и замена регулятора напряжения либо диодного моста, а с выдачей низкого напряжения разобраться будет чуть сложнее. Причин, почему генератор выдает низкое напряжение, может быть несколько:

  1. увеличение нагрузки на бортовую сеть потребителями;
  2. пробой одного из диодов на диодном мосте;
  3. выход из строя регулятора напряжения;
  4. проскальзывание поликлинового ремня (вследствие слабого натяжения)
  5. плохой контакт массового провода на генераторе;
  6. короткое замыкание;
  7. посаженный аккумулятор.


Инфографика

32 комментария
Статья полезная? Да 936 Нет
822k
Есть вопросы по генератору? Спрашивайте в комментариях!
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
  • 10 февраля 2022

    Сколько ампер генератор?

  • 10 февраля 2022

    может и акб, может утечка) но ген слабый судя по всему, раз на полной нагрузке просаживает. У некоторых тачек на полной нагрузке ниже 14 не падает)) может особенность.

  • 30 января 2022

    получается проблема в АКБ была.

  • 29 января 2022

    14.1-14.5, выше уже отсекается)

  • 27 января 2022

    Понятно. если обороты повысить, какое напряжение?

  • 27 января 2022

    нет, так как нет просадки до 11 вольт

  • 25 января 2022

    12 маловато. А если немного повысить обороты двигателя, до 1000 например, какое напряжение при этом?

  • 24 января 2022

    С новым АКБ есть глюки електроусилителя?

  • 24 января 2022

    поставил новый АКБ, напряжение выровнялось, на холостых 14. но вот если нагрузка, холостые обороты + кондей + подогрев зеркал и заднего стекла то напряжение в районе 12-12.5 вольт. Может так было и всегда) просто я не мерял напряжение на холостых ранее так как при нормальном аккуме он сглаживает просадки.

  • 22 января 2022

    АКБ однозначно нужно поставить новый и далее проверять зарядку. Кстати лампа зарядки на панели загорается? когда падает до 10 В?

  • 22 января 2022

    Проблема может быть в регуляторе напряжения генератора. Можно для проверки поставить другой аккумулятор, но вероятнее всего причина не в нем.

  • 22 января 2022

    Хонда сивик, холостые обороты низкие у них, 600 оборотов. Когда завожу на холодную, 1, 1-5 тыс. оборотов, напряжение 14.1 вольт на клеммах аккума, а вот на прогретой машине, на холостом ходу 13 и ниже. падает до 10 вольт и тогда начинаются уже глюки электроусилителя руля. (завожу только с бустером), аккум мертвый. И вот думаю, сейчас заряжая аккум, это в нем дело, ведь до этого все норм работало с момента покупки (2 года). либо это постоянный недозаряд аккума. Других признаков нет.

  • 21 ноября 2021

    Проблема в генераторе. Проверяйте щетки, регулятор.

  • 21 ноября 2021

    Может и ремень проскальзывать, проверьте его натяжение, проблема может быть и в щетках, регуляторе напряжения генератора.

  • 21 ноября 2021

    На холостых при прогретом двигателе зарядка идет на 11,8 В, а на "перегазовках" мультиметр показывает 14,3 В, проскальзывает ремень? или что-то посерьезней?

  • 23 апреля 2021

    Износ щетек генератора

  • 23 апреля 2021

    Ремень конечно можно подтянуть но это ненадолго нужно поменять подшипники ,проверить полярность диодов

  • 23 апреля 2021

    Нужно проверить минусовой контакт на стенде он естественно есть а на вашем двигателе он отсутствует

  • 23 апреля 2021

    Натяжение ремня,износ подшипников поменяй их .при нагрузке якорь трется об обмотку статора плюс магнитное поле создает нагрузку для вращения от ременчатой передачи от коленвала. Нужно проверить минусовой контакт на стенде он естественно есть а на вашем двигателе он отсутствует. Ремень конечно можно подтянуть но это ненадолго нужно поменять подшипники, проверить полярность диодов и износ щетек генератора.

  • 5 апреля 2020

    На клемы аккумулятора, на прикуриватель и д.р. Электроприборы автомобиля приходит 14.7 вольт, а на катушку задигания 11.9-12 вольт, в чем может быть проблема? Ваз 2108

  • 30 апреля 2019

    На Прадо 90 на аккумулятор то есть заряд, то падает напряжение. При постукивании по генератору для проверки щеток, ничего не меняется. Может сам то заряжать, то не заряжать. В чем может быть причина?

  • 26 ноября 2018

    сергей не тухнетлампа зарядки при сильной перегазовки тухнет и после сколько не завожу все нормально в чем причина

  • 3 сентября 2018

    В дороге как-то сломался генератор, стерлись щетки... на аккумуляторе конечно долго не проехал, эта инструкция помогла привести в порядок "гену".

  • 5 июля 2018

    Почитайте статью у нас на сайте - "Не заряжается аккумулятор". Думаю должна прояснить ситуацию.

  • 23 июня 2018

    Мы с мастером уже Всё Перепробовали и Результат тот же - не работает… Но самое интересное, что на стенде работает как положено и показывает заряд, но при установке на двигатель опять не заряжает, словом не работает! А причины не понятны? Может вы подскажете в чём загадка? Этой ситуации. А машина Fiat Marea Weekend 1,9 TD 100.

  • 20 июня 2018

    Обмотка врятли. А вот слабый ремень, окислившиеся контакты или неисправность моста - вполне возможно.

  • 20 июня 2018

    Помигивает лампочка генератора (иногда), и постоянный недозаряд аккумулятора, замена блока щеток с регулятором напряжения никчему не привела. Это пробит диод? или есть вероятность неисправности обмотки статора (или якоря)?

  • 26 марта 2018

    по идее не должно... скорее всего надо проверять натяжение ремня и регулятор напряжения. Но возможно просто где-то контакт отходит.

  • 24 марта 2018

    А если перестаёт работать на ходу а потом опят начинает работать это нормально?

  • 26 июня 2017

    Всем здравствуйте. Щетки генератора вообще трудно вычислить, вернее их неисправность, но все же можно. Статья вот как раз и помогла мне с этим справится.

  • 16 июня 2017

    Или оригинал 1111-3701720-01Р, так же можно 1111-3701720 или такой чтобы был длинной 820 - 825 мм и шириной 10 мм. К последним например относятся: CONTITECH AVX10X825, TSN 1011, BOSCH 1987947605 и много других

  • 15 июня 2017

    какой ремень генератора подходит на Оку?