Как проверить датчик коленвала?

Датчик положения коленвала предназначен для синхронизации системы зажигания и работы топливных форсунок в бензиновой инжекторном двигателе. Соответственно, его поломка приведет к тому, что зажигание будет спешить или запаздывать. Это приведет к неполному сгоранию топливной смеси, нестабильной работе двигателя или полном его отказе.

В настоящее время существует три типа датчиков — индукционные, на основе эффекта Холла, а также оптические. Однако самыми распространенными являются датчики, относящиеся к первому типу (индукционные). Далее мы поговорим с вами о возможных неисправностях и методы их устранения.

Датчик коленвала

Признаки неисправности датчика коленвала

Независимо от того, по какой технологии работает ДПКВ, признаки неисправностей в его работе всегда одинаковы. Если не работает датчик коленвала, то об этом вам скажут следующие признаки:

Датчик коленвала который будет давать сбой из-за большого количества металлической стружки

  • значительное снижение динамических характеристик машины (хотя этот фактор может быть следствием и других поломок, все же стоит провести диагностику ДПКВ);
  • произвольно меняются обороты двигателя в движении;
  • в холостом режиме обороты мотора «плавают»;
  • во время динамической нагрузки в двигателе возникает детонация;
  • при полном выходе из строя ДПКВ, становится невозможно запустить двигатель.

Далее вкратце остановимся на устройстве датчика коленвала для того, чтобы лучше понять причины возникновения неисправностей и методы их устранения.

Устройство датчика коленвала

Для того чтобы понять работу и ошибки ДПКВ в первую очередь необходимо разобраться с принципом работы датчика. Он представляет собой конструкцию из стального сердечника, обмотанного медным проводом, помещенного в пластмассовый корпус. Все провода изолированы друг от друга компаундной смолой.

Задача устройства — фиксировать прохождение возле датчика металлических зубьев шкива. На нем есть 60 зубьев, 2 из которых отсутствуют. Именно прохождение этого пустого промежутка должен зафиксировать датчик. Это дает возможность синхронизировать работу системы зажигания и системы питания с тем, чтобы обеспечить правильную последовательность подачи топлива через форсунки. Это необходимо для создания оптимальной топливной смеси.

Перед тем как перейти непосредственно к описанию принципа работы датчика коленвала необходимо указать, что всего существует три их разновидности. В частности:

  • Индукционный датчик. В его основе лежит использование намагниченного сердечника, вокруг которого намотана медная проволока (катушка), концы которой выведены для фиксации изменения напряжения. Именно такой тип датчика чаще всего устанавливается в современных машинах.
  • Оптический датчик работает на основе светодиода, который излучает световой луч и приемника, фиксирующего этот луч с другой стороны. При прохождении контрольного зуба луч прерывается, что фиксируется контрольным прибором. Информация о частоте вращения передается на ЭБУ.
  • Датчик Холла. Он основан на одноименном физическом эффекте. Так, на коленвале установлен магнит, который фиксируется датчиком, в котором в этот момент начинается движение постоянного тока, что фиксируется синхронизирующим диском.

Далее перейдем к рассмотрению неисправностей.

Три способа как проверить датчик коленвала

Мы поговорим с вами о том, как сделать проверку индуктивного датчика, поскольку, как было указано выше, именно такой тип наиболее распространен на современных автомобилях. Итак, переходим к рассмотрению диагностики.

Проверка OBD-2 сканером

В дороге, быстрее всего выявить сбой поможет диагностический сканер. Самым доступным и популярным является корейский Scan Tool Pro Black Edition.

Как выглядит диагностический сканер

Ошибка датчика коленвала при диагностике

Если при визуальном осмотре вы не заметили грязи и стружки на торце ДПКВ (очистить можно бензином или спиртом), то стоит подключить OBD2 сканер к автомобилю и любым гугл приложением подключится по Wi-Fi или Bluetooth с телефона к ЭБУ автомобиля. Самые популярные приложения на смартфон:

  • Torque (максимальная совместимость с возможностями сканера);
  • Auto Doktor OBD;
  • MobileOpenDiag;
  • InfoCar — OBD2.

Диагностические коды неисправности (DTC) датчика коленчатого вала — P0335 или P0336 в зависимости от того поступает ли вообще сигнал с датчика и удается ли обнаруживать на задающем зубчатом диске синхронизирующий выступ. Также в режиме реального времени можно посмотреть количество оборотов двигателя и есть ли синхронизиронизация фаз зажигания по периоду импульса сигнала напряжения.

Поскольку Scan Tool Pro работает на 32-х битном чипе, то все эти моменты он сможет вам показать и сохранить в памяти. Также с его помощью можно диагностировать не только двигатель, но и другие узлы и агрегаты автомобиля (коробку передач, трансмиссию, вспомогательные системы ABS, ESP и т.д.).

Но, так как возможность проверить сканером есть не у всех, то все же предлагаем более детально остановится на проверке датчика КВ мультиметром и осциллографом, он дает самый точный анализ его работоспособности. Перед тем как снять датчик с его посадочного места, не забудьте обозначить метками его положение на двигателе. Это избавит вас от проблем при повторном его монтаже.

Проверка сопротивления омметром

Проверка ДПКВ с помощью омметра и осциллографа

Это наиболее простой метод проверки своими руками, однако он не дает 100% гарантии того, что такая проверка выявит неисправность. Для этой процедуры вам понадобится мультиметр, который вы должны переключить в режим измерения сопротивления (омметр). С его помощью нужно измерить сопротивление катушки индуктивности. Сделать это можно, просто прикоснувшись щупами мультиметра попарно к выводам катушки. Полярность в данном случае не имеет значения.

Как правило, значение сопротивления большинства катушек находится в пределах 500...700 Ом. Однако точное значение лучше почитать в документации к датчику или найти в интернете. Соответственно, на мультиметре нужно устанавливать верхний предел — 2 кОм (предел может различаться у разных моделей мультиметров, главное, чтобы он был больше измеряемого и наиболее близок к нему). Если в результате замера вы получили значение, близкое к обозначенному выше, значит, с катушкой все в порядке. Однако успокаивать себя еще рано, ведь такая проверка не полная. Лучше продолжить проверку с помощью других методов.

Проверка значения индуктивности

Любая катушка в возбужденном состоянии имеет свою индуктивность. Это же касается и той, которая встроена в корпус ДПКВ. Метод проверки заключается в измерении этого значения. Для этого вам понадобится:

Измеритель индуктивности

Измеритель индуктивности

  • мегаомметр;
  • сетевой трансформатор;
  • измеритель индуктивности;
  • вольтметр (желательно цифровой).

Некоторые мультиметры имеют встроенную функцию измерения индуктивности. Если же у вашего прибора ее нет, то стоит воспользоваться дополнительным оборудованием. В любом случае измеренное значение индуктивности катушки ДПКВ должно находиться в пределах 200...400 мГн (в отдельных случаях может незначительно отличаться). Если вы получили значение, которое сильно отличается от указанного, то велика вероятность того, что датчик неисправен.

Далее нужно измерить сопротивление изоляции между провода катушки. Для этого используют мегаомметр, установив на нем выдаваемое напряжение, равное 500 В. Процедуру замера лучше проводить 2-3 раза для получения более точных данных. Измеренное значение сопротивления изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм. В противном случае можно констатировать нарушение изоляции в катушке (в том числе возможность появления межвиткового короткого замыкания). Это указывает на неисправность прибора. Размагничивание катушки необходимо провести с помощью сетевого трансформатора. Однако самый совершенный метод диагностики ДПКВ заключается в использовании осциллографа.

Проверка с помощью осциллографа

Осциллограмма на работающем двигателе. Красным обозначено прохождение места без зубьев

С помощью этого метода можно не только узнать контролируемые значения, но и увидеть процесс формирования сигналов. Это дает исчерпывающую информацию о состоянии и работе ДПКВ. Лучше проводить его на работающем двигателе. Однако можно и снять датчик. Для работы вам понадобится электронный осциллограф и программное обеспечение для работы с ним. Проверка со снятым датчиком проходит по следующему алгоритму:

  1. Подсоединить щупы осциллографа к выводам катушки ДПКВ. Полярность не имеет значения.
  2. Запустить программу для работы с осциллографом.
  3. Взять любой металлический предмет и помахать им перед ДПКВ.
  4. Если датчик исправен, то одновременно с этим на экране будет воспроизводиться осциллограмма, которая будет строиться по данным от датчика.

Если датчик зафиксировал перемещения металлического предмета, значит, он, скорее всего исправен. Однако точный диагноз можно поставить лишь при подключении осциллографа к датчику с работающим двигателем. Это делается просто, подключив щупы параллельно к выводам датчика. Полученная таким образом осциллограмма даст вам информацию о формирующихся сигналах.

Итоги

Датчик положения коленвала индуктивного типа — несложное, однако очень важное устройство. При описанных выше признаках неисправности обязательно проведите его диагностику. Какой метод выбрать, зависит от наличия в вашем распоряжении необходимых приборов и инструментов. Советуем вам начать с простейшего метода по измерению сопротивления катушки. Если у вас нет описанных выше инструментов и приборов, то отгоните машину на СТО, где мастера проведут для вас полную диагностику.

18 комментариев
Статья полезная? Да 536 Нет
847k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
  • 22 сентября 2021

    Стартер входит в сцепление с зубцами на маховике?

  • 20 сентября 2021

    Поменял КПП на Рено Дастер нижний болт стартера не подходит но крутит но и не заводица

  • 3 июля 2021

    А зачем вы меняли бензонасос, если ошибки по датчикам? Напишите коды ошибок. Проблема может быть например в проводке до датчика положения коленвала, еще разъем ЭБУ проверьте на чистоту контактов. А по датчику положения распредвала провели проверки? Метки ГРМ проверяли?

  • 3 июля 2021

    День добрый. Сделали диагностику показывал не исправен датчик коленвала и датчик распредвала. Поменял датчик коленвала все равно машина глохнет на ходу. датчики заказывал оригинальные Митсубиси колт 2003год. мастера не могут найти причину. может кто то сталкивался. уже поменял 3 датчика и 3 бензонасоса.

  • 18 ноября 2020

    Как проверить датчик Холла читайте в отдельной статье: https://etlib.ru/blog/526-kak-proverit-datchik-holla либо можете посмотреть видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=sLaqztwsMEE

  • 18 ноября 2020

    А почему нет инструкции и данных проверки датчика Холла? А только кругом индуктивные

  • 28 апреля 2020

    Около демпфера коленвала смотрели?

  • 27 апреля 2020

    где расположен дпкв в ниве 21213 1997г.в. не могу найти

  • 23 февраля 2020

    Потому что некоторые двигатели (к примеру на мозгах Сименс) могут работать на датчике распредвала. В обход навернутому ДПКВ. И проверить такие датчики получится ТОЛЬКО осциллографом.

  • 8 февраля 2019

    Как правило всегда виноват температурный дрейф.Что это такое объяснять не буду.

  • 8 февраля 2019

    Установить, работает ли датчик, можно иолтко на работающем двигателе... А если двигатель работает - то чего до...бываттся до датчика???!!!

  • 24 ноября 2018

    Спасибо за инструкцию. Все получилось!

  • 12 июля 2018

    Спасибо за такое дополнение, многим наверняка пригодится знать такую особенность датчиков КВ

  • 11 июля 2018

    ДПКВ у владельцев ПЕЖО 308 имеет несколько иную конструкцию. При прозвонке мультиметром показало обрыв. При проверке заведомо исправного, тоже. При дальнейшем исследовании оказалось что в цепи обмотки установлен диод (видимо защита от переполюсовки магнита). Поэтому при прозвонке мультиметром + на 2-й контакт, а - на 3-й. Контакты пронумерованы.

  • 26 апреля 2015

    согласен такая-же ерунда сервис дурная трата времени и денег

  • 22 апреля 2015

    Симптомы "умирания" датчика коленвала описаны абсолютно верно, картинки автор прилепил для наглядности, так что не вините его строго. Главное идея и диагностика. Кстати проверка ДПКВ с помощью тестера бесполезное занятие, как в прочим и с помощью "покемона" (сервисного прибора диагностики), самый идеальный вариант проверки датчиков такого типа - осциллограф. Беда в том что они могут формировать сигнал с перебоями, или неправильной формы. А тестер и покемон вам выдадут состояние обмотки, при этом может быть поврежден сердечник, деньги уплачены, версии строятся, машина в сервисе, а толку нет... вот такие последствия. А осциллограф выдаст характеристику которую можно сравнить с эталонной в мануале. Средний двухканальник осцилограф можно купить за 15000 руб, это приблизительно 1 раз продиагностировать и отремонтировать электронику у сервисников. А научиться им пользоваться никакого труда нет, и в отличие от прибора сервисной диагностики всегда актуальный результат на всех типах машин какую бы не купили, в будущем везде алгоритм един 6-8 датчиков + насос + форсунки, остальное железо. Удачи всем, я так уже пострадал был один раз на 25000 руб, и машина все равно стояла из-за датчика, несите деньги в магазин за нужными приборами, а не в карман тупорылым "сЭрвисмэнТам"

  • 18 марта 2015

    Спасибо за замечание, исправим!

  • 18 марта 2015

    Ну написали бы хоть грамотно. Индуктивность измеряется в Генри, а не в мега Герцах - в Герцах это частота. И рисунок с трамблером и проверкой датчика Холла на машине - убрали бы - не в тему!