Контроллер Приоры, Калины

Контроллер является центральным устройством системы управления двигателем. Он получает информацию от датчиков и управляет исполнительными механизмами, обеспечивая оптимальную работу двигателя при заданном уровне показателей автомобиля. На моделях Приора и Калина контроллер расположен под консолью панели приборов и закреплен на кронштейне. На автомобилях LADA 4х4 ЭБУ расположен под обивкой на левой панели передка.

Функции контроллера

Расположение контроллера в салоне автомобилей семейства LADA PRIОRA: 1 — контроллер

Контроллер управляет исполнительными механизмами, такими как топливные форсунки, дроссельный патрубок с электроприводом, катушка зажигания, нагреватель датчика кислорода, клапан продувки адсорбера и различными реле.

Блок управляет включением и выключением главного реле (реле зажигания), через которое напряжение питания от аккумуляторной батареи поступает на элементы системы (кроме электробензонасоса, электровентилятора, блока управления и индикатора состояния АПС). Контроллер включает главное реле при включении зажигания. При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (завершение вычислений, установка дроссельной заслонки в положение, предшествующее запуску двигателя).

Расположение контроллера в салоне автомобилей семейства LADA KALINA: 1 — контроллер

При включении зажигания ЭБУ, кроме выполнения упомянутых выше функций, обменивается информацией с автомобильной противоугонной системой (если иммобилизатор включен). Если в результате обмена определяется, что доступ к автомобилю разрешен, то блок продолжает выполнение функций управления двигателем. В противном случае работа двигателя блокируется.

Контроллер выполняет также функцию диагностики системы. Он определяет наличие неисправностей элементов системы, включает сигнализатор и сохраняет в своей памяти коды, обозначающие характер неисправности и помогающие механику осуществить ремонт.

Во время эксплуатации и технического обслуживания автомобиля разборка контроллера запрещается.

Для контроля напряжения выходных сигналов контроллера необходим цифровой вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.

Для предотвращения повреждений контроллера при отсоединении провода от клеммы «минус» аккумуляторной батареи или жгута проводов от контроллера зажигание должно быть выключено.

Неисправности ЭБУ

Электронный блок перестает работать нормально когда в нем перегорает один из чипов. Каждая из микросхем отвечает за определенные функции. К примеру, если в машине перестают открываться окна с одной стороны, то нужно проверять ЭБУ, а не спешить менять весь электропривод стекол.

Обгоревшие предохранитель (сверху) и биполярный транзистор (снизу) катушки зажигания

Частые признаки неисправностей:

  • сигналы управления бензонасосом, форсунками, РХХ, клапаном и зажиганием отсутствуют;
  • перестают регулироваться ДПДЗ и Е-газ;
  • не отвечает диагностический разъем;
  • расплавленная проводка.

Контакты чипов бывают обгоревшими, но иногда поломку визуально не получается обнаружить. В таком случае нужно снять блок и отнести на проверку специалистам. Часто выход из строя стабилизатора или процессора означает необходимость замены контроллера.

Почему возникают поломки

Есть целый ряд причин неисправности ЭБУ на Приоре и Калине:

  • механические повреждения;
  • перегрев;
  • коррозия;
  • нарушенная герметизация;
  • неправильное “прикуривание” от другого авто, с заведенным мотором;
  • повреждение проводки или датчиков электродом во время сварочных работ.

Если блок выходит из строя, его лучше сразу же заменить, потому что начнутся проблемы в работе двигателя и постоянно будут отображаться ошибки.

Виды ЭБУ

За непрерывную обработку данных могут отвечать три вида блоков управления: ППЗУ, ОЗУ и ЭРПЗУ.

В ППЗУ есть программируемая прошивка, которая контролирует работу двигателя. Данный вид памяти может сохраняться, даже когда питание отключено. Чтобы изменить данные, нужно перепрограммировать прошивку.

ОЗУ функционирует по такому же принципу, как стандартный компьютер — временно хранит данные в течении одной сессии. Без напряжения оперативное запоминающее устройство не работает.

ЭРПЗУ — это часть стандартной противоугонной системы. При запуске мотора с иммобилайзера передаются сигналы на ЭБУ, где с помощью кодов система решает, запускать двигатель или нет. Также ЭРПЗУ запоминает изменения в работе мотора.

ЭБУ Bosch на Приору и Калину

Производители блоков управления

На моделях Калина и Приора ЭБУ можно встретить двух производителей:

  • ИММО Январь 7.2 версия М74 — 11183-1411020;
  • Bosch M7.9.7+ — 21126-1411020.

Средняя стоимость блока управления ИММО Январь 7.2 — 5 600 р, а модификации Bosch M 7.9.7 — 6 200 р.

Блок Январь 7.2 устанавливается преимущественно на 8-клапанные двигатели 1,6 л стандарта Евро-3 и Евро-4. ЭБУ Bosch контролирует работу 16-клапанных моторов объемом 1,6 л, с двумя датчиками кислорода стандарта Евро-3. Данные варианты взаимозаменяемы.

Снятие контроллера

Чтобы быстро демонтировать электронный блок управления, следуйте следующим шагам:

Расположение контроллера в салоне автомобиля LADA KALINA

  1. Выключить зажигание.
  2. Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи (ключ гаечный «10»).
  3. Отвернуть винты крепления и снять правый экран консоли панели приборов (отвертка крестообразная). Для семейства LADA 4х4 снять обивку передка левую.
  4. Отсоединить колодки жгута проводов от контроллера.
  5. Для семейства LADA PRIORA отвернуть две гайки крепления контроллера и снять контроллер в сборе с кронштейном с автомобиля (ключ гаечный «8»). Отвернуть четыре винта и отсоединить кронштейн от контроллера (отвертка крестообразная).

Для семейства LADA KALINA отвернуть винт крепления контроллера и снять контроллер в сборе с кронштейном с автомобиля (отвертка крестообразная). Отвернуть четыре винта и отсоединить кронштейн от контроллера (отвертка крестообразная).

Для семейства LADA 4х4 отвернуть четыре гайки и снять контроллер (ключ гаечный «8»).

В случае неисправности контроллера для замены необходимо использовать «чистый» контроллер.

Установка контроллера

1) Для семейства LADA PRIORA присоединить к контроллеру кронштейн и закрепить винтами. Момент затяжки винтов 1,2…1,6 Нм (отвертка крестообразная, насадка крестообразная, отвертка моментная). Установить контроллер на автомобиль и закрепить гайками. Момент затяжки гаек 1,9…4,5 Нм (ключ гаечный 8, головка сменная «8», ключ моментный).

Для семейства LADA KALINA присоединить к контроллеру кронштейн и закрепить винтами. Момент затяжки винтов 1,2…1,6 Нм (отвертка крестообразная, насадка крестообразная, отвертка моментная). Установить контроллер на автомобиль закрепить винтом.Момент затяжки винта 1,7…3,5 Нм (отвертка крестообразная, насадка крестообразная, отвертка моментная).

Для семейства LADA 4х4 установить контроллер на автомобиль и закрепить гайками. Момент затяжки гаек 1,9…4,5 Нм (ключ гаечный «8», головка сменная «8», ключ моментный).

2) Присоединить к контроллеру колодки жгута проводов.

3) Установить экран консоли панели приборов на место (отвертка крестообразная). Для семейства LADA 4х4 установить обивку передка левую.

4) Присоединить провод к клемме «минус» аккумуляторной батареи (ключ гаечный «10»).

Проверка работоспособности контроллера

После замены контроллера или сброса контроллера с помощью диагностического прибора необходимо выполнить процедуру адаптации нуля дроссельной заслонки и процедуру адаптации функции диагностики пропусков воспламенения.

Процедура адаптации нуля дроссельной заслонки Приоры, Калины: на стоящем автомобиле необходимо включить зажигание, выждать 30 с, выключить зажигание, дождаться отключения главного реле.

Адаптация будет прервана, если:

  • прокручивается двигатель;
  • автомобиль движется;
  • нажата педаль акселератора;
  • температура двигателя ниже 5 °С или выше 100 °С;
  • температура окружающего воздуха ниже 5 °С.


Процедура адаптации функции диагностики пропусков воспламенения Приоры, Калины:

  • прогреть двигатель до рабочей температуры (контролируемый параметр TMOT_W = 60...90 °С);
  • разогнать автомобиль на 2-й передаче до достижения повышенных оборотов коленчатого вала (NMOT-W = 4000 мин-1) и произвести торможение двигателем (NMOT-W = 1000 мин-1);
  • выполнить торможение двигателем шесть раз за одну поездку.
Рекомендуется производить замену блока управления новым образцом с не активированной функцией иммобилайзера. Так ЭБУ не будет препятствовать запуску двигателя. Чтобы активировать противоугонную систему, нужно обучить иммобилайзер новым ключам.

Также посмотрите полезное видео по разборке и ремонту ЭБУ:

Разборка и ремонт ЭБУ на Приоре

Комментарии
Статья полезная? Да 12 Нет
29k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Популярные инструкции
по ремонту ВАЗ (Lada) Kalina I